Русский Зодчий. Выпуск 1 (пилотный)

Вы держите в руках пилотный выпуск журнала-альманаха «Русский зодчий» - журнала для тех, кто думает и действует во благо сохранения культурного суверенитета России.

Нашего журнала нет в открытой продаже и на него (пока) невозможно подписаться, он распространяется только прямой рассылкой людям, деятельно вовлеченным в сохранение культурного кода нашего народа.

Столь узкий и представительный круг накладывает на нас определенную ответственность доносить до вас качественные материалы, содержащие смыслы, которых вы вряд ли найдете в других источниках.
Изображение
Пользуясь пилотным статусом этого выпуска, мы хотим
рассказать о концепции журнала, о той среде, в которой он
формируется, и о тех людях, которые будут выпускать журнал.
Мы решили сделать это в формате интервью с учредителем АНО «Русский зодчий» Михаилом Сергеевичем Федоровым.
Изображение
В первом «пилотном» номере мы не могли не углубиться
в поиск основ русского культурно кода в зодчестве.

Открывает тему статья Романа Газенко о табу, накладываемым «модулором» Ле Корбюзье на работу архитекторов уже несколько десятков лет. Это табу приводит не только к упрощению эстетики городов, но и к вполне физическим последствиям для жителей. Автор намекает и на альтернативы «модулору», выбор же всегда остается за каждым зодчим.
Изображение
Изучая тему, мы углубились в его различные направления и смогли, на наш скромный взгляд, подступиться к одной из основ русского культурного кода — уникальному шатровому православному храму.

Такой храм имеет отражает самую суть русского государства, что прекрасно показано в статье Егора Холмогорова, увязывающего шатровое храмостроительство и создание Святой Руси как особой формы православной цивилизации, одним из провозвестников которой стал Иосиф Волоцкий. Для тех, кто не знаком с трудами и житием преподобного Иосифа Волоцкого, жившего на рубеже XV и XVI веков, напомним, что он автор первого дошедшего до нас письменного монастырского устава. Также ему принадлежит первый на Руси богословский трактат, в котором русское православие догматически определило себя; он автор первой эстетической теории на Руси, его идеи легли в основу строительства храмов, определили сюжеты и программы фресковой живописи, иконописи, книжного дела и гимнографии. И это только малая часть его наследия.
Изображение
Но без понимания источника нельзя что-либо назвать
основной культурного кода. Поэтому мы приводим статью Сергея Заграевского, достаточно убедительно доказывающего, что создатели каменных шатровых храмов, включая и иностранных архитекторов, вдохновлялись именно
деревянными русскими храмами, а не заимствовали шатер
извне. Широкая распространенность на Руси деревянного
зодчества и его влияние на каменное зодчество, по сути, сделало шатровый храм связующим звеном между недошедшими до нас древними деревянными храмами и современностью.
Изображение
Очевидно, что мы никогда не узнаем, когда на Руси начали строить деревянные шатровые храмы. Но можно предположить, что самые ранние были построены одновременно с проникновением христианства на Русь. И тут достаточно широкий диапазон дат, самой поздней и достоверной считается крещение Руси князем Владимиром в 988 году. Что касается самой ранней, позволим себе привести описание путешествия Андрея Первозванного в Скифию и далее на север до Валаама с просветительской миссией. В качестве его описания мы приводим в нашем журнале выдержку из книги Ивана Кондратьева «Святыни Валаамского монастыря».
Изображение
Столь давняя история, уникальность для русской культуры, а также глубинная связь с русской государственностью, позволяют нам считать шатровый храм одной из составляющих русского культурного кода и предлагать его к защите, изучению и распространению.

Вот почему мы предлагаем поддержать проекты восстановления нескольких храмов в разных регионах России.

Безусловно, в русском зодчестве и, шире, в культуре существует множество заслуживающих изучения направлений и шедевров. Даже будучи заимствованными
извне, они являются неотъемлемыми частями великой русской культуры.

Но мы поставили себе задачей поиск уникальных, присущих только нам, элементов. И нам кажется, мы нашли один из них. И он только первый из многих.