Судя по названию, журнал действительно связан с Институтом. Расскажите про Институт. В чем проблематика его текущего положения и стратегия развития
МФ: Можно сказать, что для меня тема сохранения культурного наследия и шире — культурного суверенитета началась с Института. По крайней мере, в ее активной, деятельной фазе.
Вообще, Институт заслуживает намного более развернутого рассказа, и, возможно, мы его и опубликуем на страницах нашего журнала или наших будущих онлайн-площадках. Для данного разговора отмечу, что Институт в советские времена был одной из основных отраслевых организаций в области реставрации. Сформированный в 1977 году, Институт охватывал своей деятельностью большинство регионов СССР.
Не сильно преувеличу, если скажу, что в России мало памятников истории, с которыми Институт не поработал бы в тот или иной период. В качестве иллюстрации: в одном из музеев Успенского Свияжского мужского монастыря в рамках их экспозиции упоминаются работы Института в 1977–1988 годах по восстановлению Свияжска.
Более того, у Института есть архив, который бережно ведется с того самого 1977 года, и по нему можно восстановить многие работы. Мы планируем оцифровать весь архив и дать к нему доступ онлайн, это отдельный проект в стратегии развития.
На пике своего развития в 1980-е и начале 1990-х годов Институт насчитывал более 600 профессионалов, 5 филиалов, несколько мастерских и пользовался огромным авторитетом, который отрасль помнит до сих пор. И, если бы такая ситуация сохранилась, никаких проблем ни с реставрационной отраслью, ни даже моего присутствия в Институте не понадобилось бы.
Но начиная с 90-х годов прошлого века и до последнего времени в Институте все развивалось именно таким образом, как и во многих других государственных структурах. В отсутствие понятного госзаказа и соответствующего контроля объемы работ падали, специалисты постепенно уходили либо на пенсию, либо в частные структуры. Как результат, к переломному 2022 году от Института остался пусть и профессиональный, но относительно небольшой коллектив, здания в усадьбе Измайлово и архив. В общем, Институт «тихо доживал свой век», ожидая приватизации или банкротства.
Но в 2022 году разными путями в совете директоров и в руководстве Института собралась активная группа людей, горящих идеей тем или иным способом вдохнуть жизнь в эту историю. Все понимали, что войти в одну реку дважды невозможно и придется придумывать новую концепцию развития, но их жизненная позиция не позволяла смотреть на происходящее сложа руки. Собственно, ваш покорный слуга себя к этой группе тоже причисляет.
Первое, что было сделано, — это наведение порядка в имущественных вопросах и расходах. Второе — возобновлена реализация проектов реставрации. Более того, мы постепенно трансформируем проектный институт в компанию полного цикла, способную делать проекты под ключ. Ранее Институт никогда сам работы, кроме проектирования, не выполнял. Теперь это основная задача.
На подходе и другие проекты, о некоторых из них мы пишем в нашем телеграм-канале и на сайте, да и в целом Институт готов выполнить любую работу по проектированию, авторскому надзору и собственно реставрации, консервации, приспособлению и другие виды работ как на объектах культурного наследия, так и любых других.
РЗ: Насколько мне удалось ознакомиться с общей концепцией развития, вы не планируете ограничиться Институтом? Расскажите подробнее.
МФ: И даже более. Рабочее название общей концепции — «экосистема», в которой сам Институт будет только одним из элементов. В будущей конструкции Институт — ключевая часть, способная осуществлять весь спектр работ — от проектирования до собственно реставрации. Благодаря наличию Института, экосистема в целом сможет выполнять любые работы, связанные в том или ином виде с восстановлением объектов культурного наследия. Даже если у нас сейчас нет требуемых специалистов, мы будем их привлекать как в штат, так и в партнеры, они тоже будут частью системы и получать от этого свои выгоды, становиться частью команды.
Какие еще элементы экосистемы мы уже сейчас видим?
Первое: мы понимаем, что в одиночку Институт развивать сложно, не имея потока государственных бюджетных заказов. Как ни странно, мы, даже будучи полностью государственной организацией, курируемой Министерством культуры РФ, такие заказы получаем на общих основаниях. И практика показывает, что сегодня заказы от государства есть, а завтра их может не стать. Поэтому Институт должен как минимум активно работать с другими типами заказчиков. А как максимум сам становиться площадкой, на которой разные участники могут договариваться о взаимодействии в области сохранения культурного наследия. Формирование такой площадки физически на базе помещений Института, а медийно на базе журнала, получило условное название «Технопарк» и также стало частью общей стратегии. В рамках этого направления мы, например, прорабатываем вопрос открытия лаборатории материалов для реставрации с одним из российских производителей такой продукции. Есть и другие идеи.
Второе: проект «Цифровой архив», про который мы говорили выше. Его реализация позволит дать доступ к материалам Института широкому кругу пользователей, в первую очередь студентам архитектурных и реставрационных специальностей.
Третье: я уже упоминал про стареющий коллектив. Очень не хватает молодых, с горящими глазами, с пониманием темы и смыслов, архитекторов и реставраторов. Какую-то часть мы можем взять с рынка, но не всех. И это не долгосрочный путь. Поэтому появился проект «Школа». На самом деле в стране есть школы и даже вузы, если мы говорим про реставрацию, нет смысла составлять им прямую конкуренцию.