В одном застрявшем в каменном веке новозеландском племени отважный, полный сил воин проголодался и съел оставленные на обочине остатки чьего-то обеда. Когда ему сообщили, что это были объедки трапезы вождя, бедняга на закате того же злополучного дня скончался в мучительных корчах. Этот случай, описанный британским антропологом Джеймсом Фрезером, неединичный. Табу как запрет прикасаться к сакральному таким же образом убивал прикуривших от жреческого огнива или взявшихся доносить надоевшую вождю одежду.
«Из тех же соображений, — пишет Фрезер, — вождь маори не станет раздувать огонь ртом. В противном случае его священное дыхание сообщило бы святость огню, которая с него перешла бы на стоящий на огне горшок, с того — на варящееся в горшке мясо, с него — на человека, съевшего мясо, варившееся в горшке, который подогревался на огне, раздутом вождем. Так что, отведавший мяса, конечно, умер бы от заражения дыханием вождя, передавшимся ему через этих посредников».
Такова сила, которая таится в механизме человеческого сознания. Точнее, в способе функционирования неокортекса, или коры головного мозга. Этот орган управления недаром называется второй сигнальной системой. Первая сигнальная, или, условно, подсознание, управляет рефлекторной деятельностью. Это экономит жизненный ресурс на большинстве телесных операций. К примеру, нам незачем задумываться, как переставлять ноги при обычной ходьбе или дышать в рутинной ситуации.
Есть задачи поважнее. Для их решения сформирована вторая сигнальная система. И действует она на вербальной основе. Сигнал в переводе с латинского signum — «знак». Он воспринимается и продуцируется нашим сознанием именно как слово — материальная форма для идеального содержания. Все, что человек видит из попадающего в поле зрения, он мысленно называет, облекает в словесную форму. Остальное сознанием не воспринимается. Это позволило человеческому виду в борьбе за выживание оперировать абстрактными понятиями, которые нельзя было воспринять органами чувств — потрогать, понюхать, попробовать на вкус: «хорошо/плохо», «завтра», «можно/нельзя» и так вплоть до космической орбиты. Человек оказался наделен возможностями самопрограммирования, вариативной адаптации к настоящему и планирования будущего. Щука, лишенная такого инструмента, желая покрепиться, перепутает карасика с блесной и сама окажется на сковородке. В отличие от щуки, человек… Стоп! А как же с табу, которое действует как сигнал, включающий программу самоуничтожения? Это характерно только для «примитивных» народов? Если бы!
Абстрактное мышление, позволяющее видеть взаимосвязи за пределами очевидного, осязаемого и обоняемого, лежит в основе творчества — процесса взлома шаблонов и созидания новых форм. Но у этой свободы есть своя цена. Взаимовлияние формы и содержания — это дорога с двусторонним движением. Со времени примитивных табу механизм влияния творческого продукта сознания (и подсознания) автора на восприятие адресата не изменился. Со всеми сходными последствиями, многократно усиленными возможностями и патологическими комплексами современной цивилизации.
«Человек идет прямо, потому что у него есть цель, он знает, куда он идет. Избрав себе цель, он идет к ней не сворачивая.
Осел идет зигзагами, ступает лениво, рассеянно; он петляет, обходя крупные камни, избегая крутых откосов, отыскивая тень; он старается как можно меньше затруднить себя…
В современном городе должна господствовать прямая линия. Жилые дома, водопроводные и канализационные линии, шоссе, тротуары — все должно строиться по прямой. Прямая линия оздоровляет город. Кривая несет ему разорение, всякого рода опасности и осложнения, парализует жизнь.
Прямая линия есть путь исторического развития человека, это направление всех помыслов и действий…
Кривая улица есть результат прихоти, нерадения, беспечности, лености, животного начала.
Прямая улица — результат напряжения, деятельности, инициативы, самоконтроля. Она полна разума и благородства… Кривая улица — это дорога ослов, прямая улица — дорога людей».
Это — философия, изложенная коронованным гением, швейцарским архитектором и дизайнером Ле Корбюзье.