ОСНОВАНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА ОСТРОВЕ ВАЛААМ

Источник: Святыни Валаамского монастыря, места подвижничества преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев : История монастыря с древнейших времен по настоящее время / Сост. И. К. Кондратьев. — Изд. И. А. Морозова. — Москва : Тип. Вильде, 1896
Перепечатывается по сайту azbyka.ru

Изображение
Глубокая древность покрывает неизвестностью начало Валаамской обители, и летописи не определяют времени жития преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, коих жизнеописание даже утрачено: вероятно, по случаю частых войн Новгорода со шведами, не раз опустошавшими монастырь.

Местные же предания стараются рассеять этот мрак. Предание говорит, что в древности на Валааме было главное капище Велеса и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие по окрестностям язычники. Этимологический разбор слова: Валамо — как называют остров финны — подтверждает вероятность этого предания. Слово «Валамо» состоит из двух: «мо», по-ижорски значащего земля, и «Вал», которого можно считать одного корня со словами «Ваал», «Волос» и «Велес». Таким образом, Валамо будет значить «земля Велеса», то есть место, посвященное Велесу.

К этому языческому преданию местное христианское предание прибавляет, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибывший из Киева в Новгород, отсюда по реке Волхову достиг Ладожского озера, а потом – до Валаама. Там благословил горы каменным крестом, истребил капище Велеса и Перуна, обратил в Христову веру и жрецов идольских, и обитавших на острове язычников, положил основание на Валааме исповеданию веры Христовой, и оставил пастырями новособранного стада Христова некоторых, сопутствовавших ему, учеников.

В рукописи, именуемой «Оповедь», говорится об этом уже с убеждением, и в истинности предания автор рукописи не сомневается. Там передается это следующими словами: «Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Роден, Скеф, Скиф и Словен, смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его — Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма — повсюду сделали ограды и все посадники доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».

О пребывании святого апостола Андрея на Валааме подтверждает сказание «Оповеди», хотя не с такой подробностью, и другой памятник древности: это именно «Вселетник» Киевского митрополита Иллариона, лета 1051.

Во «Вселетнике» говорится о сем так: «Ноября 30-го, апостола всехвального Андрея Первозванного... и Церкви поборника всхвалим: за нее, якжо древле тому приати в Киев, Смоленск, Новград, Друзино и Волаамо».

На эти предания и сказания нельзя не обратить серьезного внимания. Если признают достоверным предание о пребывании св. ап. Андрея в Киеве и пределах Новгородских, то отчего же не могло быть, чтобы св. апостол предпринял путешествие на Валаам, где надлежало сокрушить для водворения Христовой веры оплот и господство язычества в северных странах? В особенности важно в этом отношении свидетельство митрополита Иллариона. Свидетельство это явилось в дни процветания Валаамской обители, где сведение о сем могло сохраниться разными путями, и явилось из-под пера всероссийского митрополита, к которому Валаам мог иметь иерархическое отношение.

О дальнейшей судьбе христианства на Валааме, после св. ап. Андрея, «Оповедь» кратко повествует следующее:

«И тако, путешествуя в древности по берегам и на Валаам, Сергий (преподобный) завернул и многия Очеслава монеты, под названием столпцы, взял и Гуруслава монеты, лепешки златыя; и Полимслав производил строение, а Нуреб и Дористен строили бойницы... и камни с письменами... и упросил вечу, собравшуюся на берегу рва, о военной обороне. Овай младый, силач непобедимый, явился в судилище пред седмь истцев, дабы злосчаетию сделать определение по закону XII князей, и тако закон вечевой и правление посадническое сим было управляемо, и Варсав судостроитель водяных, и Сила остроумный, a Сергий изобразитель любил поселенцев, иностранных, простых крестьян и рабочих людей, и жил три года только, доколе Варсав отыиде к реке Лув, и потом чрез малое время отшел в Коневец, а Сила умре. Сергий окрестил Мунга, наименовав Куартом, и в сие время Сергию было 60 лет. И когда он скончался в пещере Вага, то Куарт, схороня оное, поставил тот каменный крест на его могиле, который оставил св. ап. Андрей на Валааме. В те же времена, Дреговичей посадник Жлотуг укрылся от Кара-Каллы, императора римского, на Валааме и в пещере св. Сергия избежал опасности и погони».

Из приведенного драгоценного отрывка из «Оповеди» видно, что на Валааме, после св. ап. Андрея, существовало уже правительство, во главе которого между другими лицами стояли Очеслав и Гуруслав, очевидно, славяне, и, вероятно, посадники. Что там существовало свое вече, по образцу новгородского, из семи избранных истцев. Что обитатели Валаама под сим управлением имели свои законы XII князей; что они принимали меры для обороны от нападения врагов. Что у валаамского правительства были свои монеты. Что там Полимелав, Нуреб и Дористен производили строения, некто Варсав строил водяные суда, a Сергий знал и любил письмена. Что о Валааме знали и в чужих землях и в случаях личной опасности искали себе спасения в нем. Что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там до времени преп. Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Словом, надо допустить, что Валаам, до основания на нем монастыря, принадлежал славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезали следы христианской православной веры до преп. Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.
Изображение
«…это море слывет Русским, — по берегам его учил святой Андрей, брат Петра. Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье Днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел…» - отрывок из «Повести временных лет».
Фото отсюда