В рукописи, именуемой «Оповедь», говорится об этом уже с убеждением, и в истинности предания автор рукописи не сомневается. Там передается это следующими словами: «Св. Андрей от Иерусалима прошед Голяд, Косог, Роден, Скеф, Скиф и Словен, смежных лугами (степями), достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его — Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма — повсюду сделали ограды и все посадники доезжали от Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились и капища Перуна и Велеса разрушили и уничтожили».
О пребывании святого апостола Андрея на Валааме подтверждает сказание «Оповеди», хотя не с такой подробностью, и другой памятник древности: это именно «Вселетник» Киевского митрополита Иллариона, лета 1051.
Во «Вселетнике» говорится о сем так: «Ноября 30-го, апостола всехвального Андрея Первозванного... и Церкви поборника всхвалим: за нее, якжо древле тому приати в Киев, Смоленск, Новград, Друзино и Волаамо».
На эти предания и сказания нельзя не обратить серьезного внимания. Если признают достоверным предание о пребывании св. ап. Андрея в Киеве и пределах Новгородских, то отчего же не могло быть, чтобы св. апостол предпринял путешествие на Валаам, где надлежало сокрушить для водворения Христовой веры оплот и господство язычества в северных странах? В особенности важно в этом отношении свидетельство митрополита Иллариона. Свидетельство это явилось в дни процветания Валаамской обители, где сведение о сем могло сохраниться разными путями, и явилось из-под пера всероссийского митрополита, к которому Валаам мог иметь иерархическое отношение.
О дальнейшей судьбе христианства на Валааме, после св. ап. Андрея, «Оповедь» кратко повествует следующее:
«И тако, путешествуя в древности по берегам и на Валаам, Сергий (преподобный) завернул и многия Очеслава монеты, под названием столпцы, взял и Гуруслава монеты, лепешки златыя; и Полимслав производил строение, а Нуреб и Дористен строили бойницы... и камни с письменами... и упросил вечу, собравшуюся на берегу рва, о военной обороне. Овай младый, силач непобедимый, явился в судилище пред седмь истцев, дабы злосчаетию сделать определение по закону XII князей, и тако закон вечевой и правление посадническое сим было управляемо, и Варсав судостроитель водяных, и Сила остроумный, a Сергий изобразитель любил поселенцев, иностранных, простых крестьян и рабочих людей, и жил три года только, доколе Варсав отыиде к реке Лув, и потом чрез малое время отшел в Коневец, а Сила умре. Сергий окрестил Мунга, наименовав Куартом, и в сие время Сергию было 60 лет. И когда он скончался в пещере Вага, то Куарт, схороня оное, поставил тот каменный крест на его могиле, который оставил св. ап. Андрей на Валааме. В те же времена, Дреговичей посадник Жлотуг укрылся от Кара-Каллы, императора римского, на Валааме и в пещере св. Сергия избежал опасности и погони».
Из приведенного драгоценного отрывка из «Оповеди» видно, что на Валааме, после св. ап. Андрея, существовало уже правительство, во главе которого между другими лицами стояли Очеслав и Гуруслав, очевидно, славяне, и, вероятно, посадники. Что там существовало свое вече, по образцу новгородского, из семи избранных истцев. Что обитатели Валаама под сим управлением имели свои законы XII князей; что они принимали меры для обороны от нападения врагов. Что у валаамского правительства были свои монеты. Что там Полимелав, Нуреб и Дористен производили строения, некто Варсав строил водяные суда, a Сергий знал и любил письмена. Что о Валааме знали и в чужих землях и в случаях личной опасности искали себе спасения в нем. Что, наконец, и каменный крест св. ап. Андрея сохранился там до времени преп. Сергия Валаамского, что указывает на существование христианства. Словом, надо допустить, что Валаам, до основания на нем монастыря, принадлежал славянам и, вероятно, находился в гражданском союзе с Новгородом, и на Валааме не исчезали следы христианской православной веры до преп. Сергия, хотя рядом с христианством не прерывалось еще и язычество.